lika_bo

lika_bo 4 минуты на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Ошибка капитана

Вместо того, чтобы принимать решения и действовать самостоятельно, мы ищем тех, кто сделает это за нас. Не разобравшись в ситуации, обращаемся к юристам, чтобы те скачали текст заявления из интернета и отправили в суд. Не заглянув внутрь себя, обращаемся к гуру и экспертам, чтобы записаться на их очередной марафон по приобретению душевного равновесия. 

Даже не замечаем как в не сложной ситуации идем по самому простому пути: обращаемся к тем, кто кажется профессионалом или экспертом. За это все еще и платим. 

Всегда есть миллион причин в обоснование таких действий. Чаще всего нет времени, сил, нервов разбираться самостоятельно. Это удобно, быстро и надежно обратиться к профессионалу. Воспользовавшись помощью однажды, с уверенностью можно сказать, что сделаем так снова. Модель поведения становится стереотипной. 

Но откуда уверенность, что те, кто считают себя экспертами, действительно таковыми являются, а не обводят вокруг пальца? Может, если проявить чуть больше любопытства и поискать информацию самостоятельно, то ни к кому и обращаться не придется? Или страшно взять ответственность за принимаемые решения на себя?

Для поучительного примера поговорим об ошибке капитана. Ее суть заключается в том, что люди склонны считать стоящих у руля (а также профессионалов, гуру, экспертов и т.д.) изначально правыми и не оценивают их действия и указания логически. Если специалист сказал, что нужно сделать это, значит это верно. Сомнения в сторону. Логику прочь. Ему виднее. 

Как иллюстрация ошибки капитана одна из авиакатастроф времен Второй мировой войны. Легендарный генерал Узал Энт должен был отправиться в полет с пилотом, с которым ранее не летал. Новый пилот был наслышан о подвигах бравого генерала и смотрел на него как на кумира, что и сыграло против него.

Во время взлета генерал начал покачивать головой в такт мелодии, которая играла в его фантазиях. Новый пилот, увидев этот жест генерала, решил, что это знак: пора поднимать шасси. И поднял. При это понимал, что необходимая скорость еще не набрана и самолет просто не взлетит. Результат оказался печален: самолет разбился, но генерал и пилот выжили. 

Когда проводилось расследование причин крушения пилот честно признался в своих действиях, чем вызвал недоумение. Его, естественно, посчитали глупым, ведь он должен был действовать логически и последовательно, не смотря на, как ему показалось, указание генерала поднять шасси. 

Но давайте честно: разве не так же глупо ведут себя люди, слепо следуя указаниям профессионалов, гуру и экспертов? Откуда уверенность, что все, что говорят перечисленные персонажи, истинно? Это точно не очередная ошибка капитана, которая может привести жизнь к катастрофе?


Ошибка

Картинка по умолчанию
При отправке формы будет произведена невидимая проверка reCAPTCHA.
Вам необходимо соблюдать Политику конфиденциальности и Условия использования Google