lika_bo

Categories:

Подарки от руководителя. Причина, из-за которой нельзя их принимать

Хорошее настроение, которое может продержаться весь день, радость и счастье, когда кто-то неожиданно преподнес презент. Открытка, шоколадка или что-то нужное и полезное – не важно. Подарок – это всегда приятно. Ну кто готов добровольно отказаться?

Многие уверены, что подарок – это знак внимания и хорошего расположения. Со всех сторон звучат советы дарить подарки всем без разбора, чтобы создать благоприятное о себе впечатление и завести дружеские (или не только) отношения.

Но если в личном общении между обычными людьми все может быть и так, как написано выше, то между руководителем и подчиненным ситуация иная. Получать подарки от руководителя опасно и может иметь далеко идущие последствия. И речь сейчас не о коррупции. 

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Дело в том, что в бизнесе и управлении персоналом никто и никогда не дарит подарки просто так. Запомните: никто и никогда! Это психологическая уловка с далеко идущими последствиями, а никак не признак хорошего отношения и щедрости.

Нужны примеры? Хорошо. Жевательная резинка в счете после ужина в ресторане. Думаете, что это забота о клиентах? Нет. Не угадали. Это попытка заставить клиента оставить больше чаевых. Конфетки на стойках обслуживания в банках и офисах компаний также не созданы для удобства клиентов. Сладкое оказывает положительное влияние на настроение и велик шанс, что клиент под воздействием конфет согласится на большее количество услуг, чем изначально планировал получить.

В психологии это называется принципом взаимного обмена. Одним из его популяризаторов был в свое время Дейл Карнеги, практически в каждом своем труде пропагандировавший правило: сначала дай, потом получи в ответ. Но не Карнеги является его изобретателем. На самом деле многие правители и не только со времен основания мира использовали этот принцип.

Принцип взаимного обмена – это универсальный принцип уступчивости. Другими словами: он действует практически всегда и везде. И самое интересное: мы крайне редко его замечаем. 

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Принцип взаимного обмена заставляет нас чувствовать обязанными тому, кто преподнес нам что-либо. Угостили конфеткой? Нужно угостить в ответ. Пригласили на чай? Нужно пригласить в ответ. И так далее до бесконечности. 

Самое неприятное в этом принципе – это неравноценный обмен. Сегодня нас угостили шоколадкой, а завтра попросят об услуге, которая стоит намного дороже. И отказать будет сложно, ведь внезапное угощение оставило приятные воспоминания и эмоции. Мы внутренне чувствуем себя обязанными теперь этому человеку. 

Руководитель, делая подарки подчиненным, чаще всего исходит из этого же принципа. Угощает коллектив фруктами, сладостями, обедами или чем-то еще. Привозит сувениры и милые побрякушки из поездок. Подчиненные радуются. За спиной или в лицо восхищаются щедростью руководителя. Идиллия, за которой следует расплата.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Как можно отказать в просьбе такого замечательного начальника задержаться после работы или выйти в свой законный выходной? Он же такой хороший! Любит, заботится, кормит, сувениры дарит. 

Вот он неравноценный обмен в действии: работа в выходной за шоколадку или брелочек. И чем чаще сотрудникам вручаются сувениры и сладости, тем более обязанными они себя чувствуют. 

Еще это приводит к тому, что покинуть такого руководителя сотрудники не в силах, потому что внутренне чувствуют, что не все магнитики и печеньки отработали. Условия труда становятся невыносимы, заработная плата не менялась за последнее десятилетие, а сотрудники все на месте. Отрабатывают подарки.

Противостоять такому давлению со стороны руководителя можно тогда, когда приходит понимание истинных его мотивов. Работа в выходной стоит дороже. Переработки должны оплачиваться. А подарки никто не просил. Это его добрая воля. Вы ему ничего не должны.


promo lika_bo февраль 16, 2020 10:01 5
Buy for 20 tokens
Руководителями становятся, а не рождаются. Есть ли в вопросе лидерства это спорно, то в ситуации назначения на должность – неоспоримо. А новоиспеченным руководителям очень тяжело. И хорошими хочется быть, и результат от подчиненных как-то надо добиваться, да авторитет нарабатывать.…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.